?

Log in

Previous Entry

Ранние стихи Заболоцкого, вопреки их внешней хаотичности, исходят из вполне цельного восприятия мира. Как вещество становится частью, то живого существа, то мертвой материи, так же и создания человеческого разума не умирают, но меняют форму. То есть вместе с круговоротом вещества – круговорот духовных сущностей

Человек, владыка планеты,
Государь деревянного леса,
Император коровьего мяса,
Саваоф двухэтажного дома, --
Он и планетою правит,
Он и леса вырубает,
Он и корову зарежет,
А вымолвить слова не может.
Но я, однообразный человек,
Взял в рот длинную сияющую дудку,
Дул, и, подчиненные дыханию,
Слова вылетали в мир, становясь предметами.
Корова мне кашу варила,
Дерево сказку читало,
А мертвые домики мира
Прыгали, словно живые.

Или

Надеюсь, этой песенкой
Я порастряс основы мирозданья
И в будущее ловко заглянул.
Не знаю сам, откуда что берется,
Но мне приятно песни составлять:
Рукою в книжечке поставишь закорючку,
А закорючка ангелом поет!

Весь мир совершенствуется. Все существа бессмертны, принимают разные формы, хотя и не сохраняют индивидуальность.

…………Не буду я скрывать,
Готов я лечь в великую могилу,
Закрыть глаза и сделаться землей.
Тому, кто видел, как сияют звезды,
Тому, кто мог с растеньем говорить,
Кто понял страшное соединенье мысли -
Смерть не страшна и не страшна земля.
Иди ко мне, моя большая сила!
Держи меня!

Или

……………………………Мир
Во всей его живой архитектуре -
Орган поющий, море труб, клавир,
Не умирающий ни в радости, ни в буре.
Как все меняется! Что было раньше птицей,
Теперь лежит написанной страницей;
Мысль некогда была простым цветком,
Поэма шествовала медленным быком;
А то, что было мною, то, быть может,
Опять растет и мир растений множит.


После ареста представления Н.А.З постепенно, но радикально меняются. Возникает представление об источнике правды, существующей независимо от человека

Бездонная чаша прозрачной воды
Сияла и мыслила мыслью отдельной,
Так око больного в тоске беспредельной
При первом сиянье вечерней звезды,
Уже не сочувствуя телу больному,
Горит, устремленное к небу ночному.
И толпы животных и диких зверей,
Просунув сквозь елки рогатые лица,
К источнику правды, к купели своей
Склонились воды животворной напиться.

Но главное изменение представлений – мир это ад, любое проявление милосердия – потрясает основы вселенной, как можно остаться человеком – непонятно. («Это было давно»).
Это стихотворение, конечно, написано по лагерным впечатлениям. Но точно те же чувства в стихотворении написанном в «тарусский» период

Я сегодня в сообществе прачек,
Благодетельниц здешних мужей.
Эти люди не давят лежачих
И голодных не гонят взашей.
Натрудив вековые мозоли,
Побелевшие в мыльной воде,
Здесь не думают о хлебосолье,
Но зато не бросают в беде.
Благо тем, кто смятенную душу
Здесь омоет до самого дна,
Чтобы вновь из корыта на сушу
Афродитою вышла она!

Не думаю, что эти строчки относятся к «простым» людям. Скорее уж к верующим, хотя в стихотворении это не говорится.
Смерть теперь Н.А.З рассматривает, как избавление

Вкруг людей посвистывала вьюга,
Заметая мерзлые пеньки.
И на них, не глядя друг на друга,
Замерзая, сели старики.
Стали кони, кончилась работа,
Смертные доделались дела...
Обняла их сладкая дремота,
В дальний край, рыдая, повела.
Не нагонит больше их охрана,
Не настигнет лагерный конвой,
Лишь одни созвездья Магадана
Засверкают, став над головой.

Или о себе

Вот он - кедр у нашего балкона.
Надвое громами расщеплен,
Он стоит, и мертвая корона
Подпирает темный небосклон.
Сквозь живое сердце древесины
Пролегает рана от огня,
Иглы почерневшие с вершины
Осыпают звездами меня.
Пой мне песню, дерево печали!
Я, как ты, ворвался в высоту,
Но меня лишь молнии встречали
И огнем сжигали на лету.
Почему же, надвое расколот,
Я, как ты, не умер у крыльца,
И в душе все тот же лютый голод,
И любовь, и песни до конца!

В стихах Н.А.З появляется и представление о бессмертной душе, о сохранении личности после смерти. Например, мистическое переживание в стихотворении «Прохожий»

И в темном чертоге вселенной,
Над сонною этой листвой
Встает тот нежданно мгновенный,
Пронзающий душу покой,
Тот дивный покой, пред которым,
Волнуясь и вечно спеша,
Смолкает с опущенным взором
Живая людская душа.
И в легком шуршании почек,
И в медленном шуме ветвей
Невидимый юноша-летчик
О чем-то беседует с ней.

От своих прежних представлений Н.А.З полностью не отказывается. Но относится к ним не вполне серьезно, например

Как естественно здесь повторенье;
Лаконически-медленных фраз,
Точно малое это творенье
Их поет специально для нас!
О любимые сердцем обманы,
Заблужденья младенческих лет!
В день, когда зеленеют поляны,
Мне от вас избавления нет.
Я, как древний Коперник, разрушил
Пифагорово пенье светил
И в основе его обнаружил
Только лепет и музыку крыл.

Или

Я был бы только горстью глины,
Я превратился бы в сосуд,
Который девушки долины
Порой к источнику несут.
К людским прислушиваясь тайнам
И к перекличке вешних птиц,
Меж ними был бы я случайным
Соединением частиц.
Но и тогда,
Во тьме кромешной,
С самим собой наедине,
Я пел бы песню жизни грешной
И призывал ее во сне.

Мысль о многократном повторении и разных формах существований даже в прямом обращении к Творцу

Я разве только я? Я - только краткий миг
Чужих существований. Боже правый,
Зачем ты создал мир и милый и кровавый,
И дал мне ум, чтоб я его постиг!

Человек уже не помощник в совершенствовании мира. Разум скорее несет зло. И торжество творческого духа возможно только в другом мире («В этой роще березовой»).
Л.К.Чуковская вспоминает, что А.Ахматова была возмущена стихотворением «Прощание с друзьями». «Оскорблено таинство смерти. Разве можно в такой тональности говорить о погибших». Видимо, Ахматову возмутило описание царства смерти в духе «заблуждений младенческих лет», но главные, как мне кажется строки

Спокойно ль вам, товарищи мои?
Легко ли вам? И все ли вы забыли?

то есть: несет ли смерть избавление от ада, в котором мы живем?
Н.А.З прошел путь от пантеизма к системе взглядов близкой к христианской, причем не заимствованной, а мучительно выстраданной. Эта эволюция, видимо, и была причиной такой формальной разницы между «ранним» и «поздним» Заболоцким.

Comments

(Anonymous)
Feb. 6th, 2011 09:14 pm (UTC)
Знаете где скачать новый фильм
на портале [url=http://microsoftt.net/]скачать с letitbit антологию игры emergency[/url]

Profile

chkrab
Боря Лидский

Latest Month

August 2006
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel